Школа только начинается с детского садика, но не кончается никогда. Ее уроки длятся всю жизнь Рабочий ли, инженер, академик –все, кто по настоящему любит свое дело, в равной степени участвуют в бесконечном походе за знаниями. Образование – мастерская,

07.02.2020г

Школа только начинается с детского садика, но не кончается никогда. Ее уроки длятся всю жизнь Рабочий ли, инженер, академик –все, кто по настоящему любит свое дело, в равной степени участвуют в бесконечном походе за знаниями.


Образование – мастерская, где оттачивается и закаляется разум. Но знания, не связанные с чувством гражданственности, ответственности перед обществом, ничего не стоят. Поэтому самые важные школьные уроки – это уроки гражданственности, высокой культуры. Нравственные кладовые литературы, музыки, живописи, самой жизни неисчерпаемы. Главное с детства приобщаеться к духовному миру Отечества, жить одним дыханием со своим народом, быть последовательным и горячим патриотом своей Родины во всех своих мыслях, чувствах и поступках.
Остались позади дни года молодых Елбасы Н.Назарбаев всегда уделял большое внимание и заботу молодым. Он неустанно повторял: «Жастарға айтарым- сендер халықаралық кеңістіктегі бәсекелестік күрестен сырт қалмауға ұмтылыңыздар. Ол үшін тиянақты білім керек. Сосын сол білімдеріңді өмірде жарата білуді, оны нақты пайдалана білуді үйреніңдер!».
Эти мысли и инициативу первого Президента развил дальше Касым- Жомарт Токаев на встрече с молодежью накануне празднования Дня Независимости: «Вы – наше будущее! Мы верим Вам, молодым суверенного Казахстана. Государство сильно именно молодыми, либо они приносят мировую славу своему Отечеству!»
Всегда, когда возникает общественная потребность осмыслить время, оно выдвигает людей, для которых это становится воутренней потребностью. К числу таких людей относится выдающийся казахский поэт, просветитель, педагог-ученый, педагог-практик-ХIХ века Абай Кунанбаев, чей 175-летний юбелей будет отмечаться в этом году.
Сегодня, перебирая свой архив, мне в руки попалась моя разработка 20-летней давности. Она послужила мне снова взяться за ручку и я поняла одно: чем дальше в глубь истории уходит эпоха Абая, тем острее осознается необходимость пропаганды наследия великого мыслителя молодым. Ведь он неустанно призывал молодежь к учению, к овладению наукой, различными новыми ремеслами, советовал им трудиться честно, самоотверженно на благо своего народа, Отечества. Абай свято верил, что время полное невежества и темноты, уйдет и его сменит светлый мир, который будет построен молодыми. И мы твердо знаем, что независимость Казахстана достигнута молодыми, и , возможно, благодаря Абаю, его незиданиями, которые с большим успехом и сегодня служат для нашей действительности. Педагогические взгляды поэта в воспитании молодежи, подрастающего поколения очень близки и совпадают с требованиями современного обучения, развиващие ум, человеческого достоинство, национальный патриотизм и интернационализм, народную мудрость, впитывающие все погрессивное.
Абай считал, что основными признаками учительского мастретства воспитателя, наставника молодежи являются целеустремленность, высокий уровень общей и педагогической культуры, ум, доброе средце, талант, готовность к постоянному поиску, доброжелательность.
По мнению верного сына своего воспитатель т.е педагог должен использовать в своей деятельности все факторы влияния на воспитуемого: семью, среду, общение. Хотя Абай не был профессиональным педагогом и ученым, он был им по призванию. В его возрениях мы находим много ценного для педагогических положений нашего времени. Он учит всех человечности, гуманности, любви, душевности, справедливости.
Для меня самым важным является то, что Абай ратовал за обучение на родном языке. По мысли великого художника слова, основы знания человек должен усвоить на родном языке, а потом переходить к изучению других языков. От слов родного языка, с которым молодежь обращается к родителям, теплеет сердце, родное слово ласкает красотой своих сравнений. Страстный поборник погресса Абай призывал молодежь не упустить благотворное драгоценное время молодости овладения науками и знаниями, воспитывать в себе неукротимый двух познания.
Я думаю, что молодые учителя отбирая исторически прогрессивное из наследия Абая, должны воплотить в себе все лучшие качества, вести учащихся к светлому будущему нашего независимого Казахстана.
В заключение хочется сказать, что Абай, как наставник и учитель, приобщая свой народ к великому наследию культуры, возглавлял самое передовое движение общественной мысли своего времени. Он воплощал в себе вес лучшие качество человека, поэта и с полным правом Абай мог написать такие строки о себе в одном из последных стихотворений:
Можем ли мы человека умершим назвать, Если оставил в наследство он мудрость бессмертную слов?
Асиям Амарбакиева,
Почетный гражданин
Панфиловского района.