О религиозной деятельности

В нашей стране, активно обсуждается законопроект о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений. Какова цель законопроекта?

Ограничивает ли он права религиозных объединений и граждан Республики Казахстан? Каковы условия получения религиозного образования за рубежом? Имеются ли механизмы защиты от внешнего влияния на религиозные объединения Казахстана? На эти и другие вопросы ответит ведущий ученый правовед, ректор Академии экономики и права имени У.А. Джолдасбекова, Хан Виталий Вячеславович. 

   -Виталий Вячеславович, сегодня одной из самых насущных тем является законопроект о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений. Расскажите, что послужило основанием для разработки законопроекта и какова его цель?

    Полагаю, что основанием для разработки законопроекта послужила необходимость совершенствования механизмов реализации основополагающих принципов деятельности государства, определенных нами в совместном общественном договоре и Основном законе страны – Конституции Республики Казахстан, среди которых выступают: общественное  согласие и политическая стабильность, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами.

    Целью законопроекта представляется повышение уровня культуры и нравственности, улучшение морально-психологического климата, предупреждение подрыва национальной и общественной безопасности деструктивными религиозными течениями, а также возможного разжигания социальной, расовой, национальной, религиозной и иной розни.

    Поэтому, одной из задач законопроекта является обеспечение населения защитой от негативного влияния религиозных и идеологических течений, идущих в разрез с исконными принципами мировых религий.

    -На что направлены нормы законопроекта воспитательного характера?

    -Имеющиеся нормы воспитательного характера, направлены на формирование уважительного отношения к правам и свободам каждого индивида нашего общества. В законопроекте имеются нормы, приводящие национальное законодательство в соответствии с требованиями статьи 18 Международного пакта о гражданских и политических правах, защищающие теистические, нетеистические и атеистические убеждения, а также право исповедовать или не исповедовать никакой религии и убеждений. Такие нормы законопроекта формируют равноправие граждан и защищают честь, достоинство и чувства верующих и неверующих, предоставляют свободу в выборе религии и убеждения, следования атеистическому мировоззрению. В частности, вводится юридическая ответственность за упреки в ненадлежащем соблюдении ритуалов и обрядов, а также оскорбления в «безбожности», «греховности» и другим формам проявления религиозной нетерпимости.

      -Имеются ли в законопроекте нормы, направленные на ограничение прав в деятельности религиозных объединений и граждан Республики Казахстан?

      -В законопроекте, с каким я имел возможность ознакомится, никаких ограничений прав не имеется. Наоборот, законопроект предусматривает гуманизацию административных санкций, упрощает требования для регистрации региональных религиозных объединений, устанавливает запрет на использование служебного положения в интересах религиозных объединений и принуждения к участию в их деятельности, не нарушая конституционное право государственного служащего, как гражданина Республики Казахстан, на свободу совести.

      Кроме того, законопроект предлагает систему мер по профилактике, предупреждению и пресечению противоправных деяний, а также защиту прав несовершеннолетних, включая охрану их здоровья.

     Законопроект вводит норму по запрету ограничения свободы исповедования религии или убеждения, если эти деяния не посягают на общественную безопасность, порядок, здоровье и мораль, а также основные права и свободы других лиц.

     - Относительно государственных служащих. Вами правильно было подмечено, что государственный служащий, как и любой гражданин имеет право на свободу совести. Тогда, в чем выражается необходимость формирования дополнительных запретов для государственных служащих, связанных с их религиозной принадлежностью?

     В Казахстане каждый имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии. К каждому роду деятельности и профессии предъявляются определенные требования, основанные на соответствующей специфики. Человек сам вправе выбирать, поступать на государственную службу, заниматься предпринимательством или посвятить свою жизнь духовной деятельности. В данной ситуации никто, никого, ни к чему не принуждает. Право на свободу совести остается за каждым индивидом в отдельности.