05.06.2020г
Департаментом Агентства РК по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы) по Алматинской области проведен антикоррупционный мониторинг процедуры получения субсидий. В рамках мониторинга были выявлены основные проблемные вопросы и коррупциогенные нормы в процедуре субсидирования.
Стоит отметить, что за последние 3 года объем бюджета субсидий Алматинской области составил 4 млрд 595 млн. 841 тыс.975 тг.
В 2018 году - 1 547 505 975 тенге
В 2019 год у- 1 434 500 000 тенге
В 2020 году - 1 613 836 000 тенге
Согласно сведениям аграрного портала Qoldau.kz в 2020 году в Алматинской области на субсидирование было выделено 1 млрд 613 млн 836 тыс.тг., на сегодняшний день из которых оплачено 1 646 заявок на сумму 1 152 733 669 тенге.
Мониторингом в ходе выборочного опроса установлено, что на сегодняшний день крестьяне (сельхозники) не получают своевременную объективную информацию от уполномоченных органов о том, на какие виды выращиваемой, возделываемой ими культуры и продукции государство выделяет определенные субсидии и в каком размере.
Между тем, многие мелкие крестьяне (хозяйства) зачастую даже и не знают о существовании каких-либо программ по субсидированию. А некоторые, узнав об этом от других крестьян не обращаются за получением субсидий из–за существующих волокит и бюрократических процедур.
Мониторинг установил, что субсидии, полученные не вовремя, не имеют должной востребованности, в связи с чем, в очередной раз крестьянин не обращается за получением. К примеру, сегодня крестьяне провели несколько сельхозобработок на посевах «приоритетной» сахарной свеклы (в среднем потрачено уже свыше 100 тыс.тенге /га), а субсидии хотя бы на свеклосемена еще не оформляются и неизвестно будут ли вообще и когда. Это является важнейшей причиной отхода крестьянина от посева данной очень трудоемкой и затратной культуры.
К тому же, малые КХ отказываются от получения субсидированных минеральных удобрений и дизельного топлива по той причине, что очень тяжело и затратно самолично привезти их с дальнего расстояния, зачастую доставка субсидированного сырья обходится дороже его рыночного приобретения, а порой и стоимости самой продукции (литр солярки 185 тенге на АЗС, субсидированная 176-179 тенге, доставка 10 - 15 тенге/литр минимум).
Стоит отметить, что для крестьян вызывает много вопросов и сама процедура подачи заявки на субсидирование. В 2019 году система подачи заявки была полностью автоматизирована в системе Qoldau.kz, но, для многих это стало еще большей проблемой.
СПРАВЛЯЕТСЯ ЛИ СИСТЕМА QOLDAU.KZ С КОРРУПЦИЕЙ В ПРОЦЕДУРЕ СУБСИДИРОВАНИЯ
Мониторингом установлено, что изначально аграрная платформа по подаче заявок на субсидирование Qoldau.kz была разработана, чтобы устранить коррупционные риски в процедуре получения субсидий путем оптимизизации процесса получения субсидий и исключения прямого контакта. Однако как показывает практика, электронная очередь действует в Qoldau.kz только тогда, когда в наличии имеются средства. Вместе с этим, в системе отсутствует возможность встать на «очередь» в лист ожидания. То есть, заявки подаются только в рамках выделенной суммы. Когда выделенная сумма субсидий набирает предела, последующие заявки не принимаются. Однако в данном случае, есть высокая вероятность того, что заявки, поданные в рамках определённой суммы могут быть отклонены после проверки всех загруженных документов. Соответственно, право на получение субсидий имели бы те, кто стоит следующий «в резерве», а такая возможность не предусмотрена в системе.
ПЛАТА ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМОЙ – ФАКТИЧЕСКОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ
Учитывая, что подача заявки на субсидирование - это государственная услуга она в соответствии со Стандартами и Правилами должна быть бесплатной. Но фактически, чтобы подать заявку на субсидию необходимо зарегистрироваться в системе QOLDAU.KZ, а регистрация стоит 3 МРП, то есть около 7 тыс. тенге. Кроме того, в ближайшее время ожидается, что сумма регистрации в системе будет стоить 11 МРП. Если взять масштаб всей республики, то сумма сборов за сервис немаленькая. В этой связи, возникает вопрос о правомерности данных сборов. Так как фактически она противоречит действующим нормативным правовым актам по получению субсидий.
К примеру: в соответствии с пунктом 7 Стандарта государственной услуги «Субсидирование на развитие племенного животноводства, повышение продуктивности и качества продукции животноводства», государственная услуга оказывается бесплатно физическим и юридическим лицам.
БЫТОВАЯ КОРРУПЦИЯ «ТРЕТЬЕ ЛИЦО ДЛЯ ПОДАЧИ ЗАЯВКИ ЧЕРЕЗ QOLDAU.KZ»
Как показывает практика и выборочный опрос среди крестьян, индивидуальных предпринимателей подача заявки через платформу QOLDAU.KZ является не из простых. Из-за того, что большая часть крестьян не обладают достаточными навыками по работе в системе QOLDAU.KZ, а именно, как правильно заполнять заявку на получение субсидии они вынуждены обращаться в Управление сельского хозяйства и в районные, городские Отделы сельского хозяйства. Тогда как, там возникает коррупционный риск, прямой контакт самого услугополучателя с услугодателем. То есть, на практике не исключаются возможности, когда подобная ситуация ведёт к возникновению коррупции. Договоренность между крестьянином и представителем Управления (Отдела) сельского хозяйства по подачи заявки за определенную плату.
Примечание: согласно комментарию Управления сельского хозяйства Алматинской области, в 2019 году после введения системы QOLDAU.KZ Управление провело однодневный семинар для всех районных, городских Отделов сельского хозяйства. В рамках, которого сотрудникам были разъяснены правила, как пользоваться этой системой. После этого, крестьяне обращаются в районные, городские Отделы сельского хозяйства за помощью в регистрации. В свою очередь, Управление отмечает, что обучить всех крестьян пользоваться системой QOLDAU.KZ является невозможным, из-за того, что в области насчитывается большое количество крестьян.
Как отмечают сами крестьяне действующая модель субсидирования в сельском хозяйстве нуждается в пересмотре и дополнении. Так, в рамках мониторинга Департаментом были проанализированы практики зарубежных государств по поддержке сельхозпроизводителей. К примеру:
Страхование от падения цен (PLC), которая предусматривает компенсации, если цены на продукцию растениеводства падают ниже заранее определенных уровней.
Страхование сельскохозяйственных рисков (ARC). Она обеспечивает выплаты фермерам в случае уменьшения доходов ниже среднего по стране показателя.
Например, среди субсидий, которые могут получить фермеры, существует программа гарантирования части кредита, которую готово взять на себя государство. Кроме того, государство поддерживает фермы, где отказались от использования химикатов и пестицидов. Для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность этих экотоваров, правительство, например, подписало договоры с супермаркетами и Федерацией агропромышленности и тепличного производства о расширении дистрибуции этой продукции.
Существенное влияние на аграрную политику государства оказывает развитая сеть профсоюзов, которые заботятся об условиях труда и жизни фермеров, а также о сохранении «минимального уровня доходов» даже в случае неурожая или природных катаклизмов.
Особенной является и система налогообложения: расчет суммы дохода, подлежащего налогообложению, производится исходя из данных земельного кадастра, средних показателей стоимости продукции, издержек производства, урожайности сельхозкультур и продуктивности скота.
Механизм действия льготных кредитов для сельского хозяйства основан на принципе государственного погашения банком разницы между договорной процентной ставкой и ставкой льготной ссуды, предоставленной фермеру.
Государство предоставляет налоговые льготы фермерам для компенсации амортизации сельскохозяйственного оборудования. Для защиты национального агросектора правительство применяет систему специальных платежей и импортных пошлин. Что касается налогообложения, то производители различных видов сельскохозяйственной продукции уплачивают налоги по разным ставкам. Так, например, сахарная промышленность не получает налоговых льгот, тогда как виноделие имеет определенные преимущества в налогообложении.
Распределение субсидий и их выплата осуществляется напрямую с Минфина на счет КХ, без бюрократической цепочки мэрии и управлений сельского хозяйства.
Первый заместитель руководителя Департамента Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы) по Алматинской области
Жумабаев Жандос Сагындыкович